Статьи

Таинственная зеленоглазая "дымка" Русские голубые кошки

С момента появления рядом с человеком кошка, как ни одно другое домашнее животное, окружена мифами и легендами . Русские голубые кошки ,их история, исчезновение и возрождение- одно из проявлений этого инфотворчества.


Иностранные «голубые»
Рассказывают, что серые как дым кошки, незаметные и молчаливые, были допущены в царские апартаменты для защиты имущества от крыс и мышей.
Рассказывают, что подобных кошек отправляли корзинами на коронацию китайской королевы. Участь их была печальна. Их сжигали, чтобы обеспечить благополучное правление, а несколько сбежавших кошек так отличались от исконно британских кошек элегантностью и жемчужно-голубым или серебристым мехом, что их стали называть русскими голубыми кошками или иностранными голубыми кошками — форинблю.
До 1912 года на выставках предпочтение отдавали британским голубым кошкам. Остальных, голубых по цвету, но отличающихся от «британцев» величиной, качеством шерсти, типом, объединяли в группу с названием «иностранные голубые». В ходе развития породы не прекращались споры о ее происхождении. Одноцветные голубые кошки были известны и в других странах, по имени которых их называли мальтийские, испанские и даже американские голубые. Компания подобралась хоть и одноцветная, но разнотипная. Помимо различий в экстерьере, у американских, испанских, мальтийских кошек короче и суше мех, другая текстура шерсти.
Аборигенные кошки этих стран по своему конституционному типу близки к русской голубой: они легкокостны, высоконоги, с недлинной клиновидной головой, большими и вертикально поставленными ушами. Обычен для них и светло-зеленый цвет глаз. «Мальтийские кошки» как название нам интересны еще и потому, что на Мальте и до сих пор немало дворцов, в прошлом принадлежавших российским вельможам и членам царской семьи. Павел I был Магистром Мальтийского ордена. Голубая лента этого ордена сродни голубизне русских кошек.
С 1917 года от первоначальных названий породы — архангельская голубая и русская голубая — отказались, вероятно, из-за происшедших в России революционных событий и вплоть до 1939 года за голубыми кошками сохранялось название иностранных. Во время Второй Мировой войны наряду со многими другими ценными породами возникла реальная угроза физического уничтожения европейских питомников русских кошек. Ради спасения несколько частных питомников Голландии эвакуировали их на территорию Англии, Америки и в другие страны вместе с картинами и другими предметами искусства.
Белые иностранные кошки так и остались форинвайтами — белыми кошками с сиамскими ярко-голубыми глазами. А зеленоглазым — форинблю, после начала Второй мировой войны вернули название «русские», словно судьбу заклинали, хотя ничего русского в них уже практически не было.


Архангельские кошки
Есть и морские рассказы о появлении русских «дымок» с кораблями поморов — архангелогородцев, за что их и прозвали архангельскими кошками. В 1860 году торговые моряки привезли в Англию несколько таких кошек из Архангельска, отличавшихся от британских не только меньшими размерами и элегантностью, но и серо-голубой с жемчужным отливом шубкой, плотной и шелковистой, неприлегающей, как плюш.
Историй много, но документов почти нет. Из тех, что сохранились, мы узнаем, что в 1889 году первой русской голубой кошкой, показанной в Англии на выставке, была Двина, происхождение которой осталось неизвестным. После ее смерти миссис Керью-Кокс из Сафрон-Вальден, Эссекс, снова приобрела русских голубых котят через Норвегию. В 1893 она добавила в свой питомник кота Лингпопо и кошек Ольгу и Пашоду, а в 1901 году — Юлу, якобы, из самого Архангельска. В 1898 к ним присоединился Баярд, великолепный кот, который и сегодня мог бы стать модельным животным породы. По этим кошкам и был написан самый первый стандарт породы, остающийся справедливым сегодня. В «Книге о кошках», выпущенной мисс Симпсон в 1903 году, приводятся сведения о первых известных русских кошках.


Сиамские крови в русской голубой
После Великой Октябрьской революции названием «русские кошки» перестали пользоваться, да их и оставалось немного. Их стали называть форинблю, испанскими, мальтийскими. В 1939 году, уже после начала Второй мировой войны им вернули название «русские». Возник дефицит производителей, и пришлось искать женихов на стороне — что под рукой подходящее было, то и пригодилось. А были сиамские коты с голубыми отметинами. В 1944 году скандинавские заводчики скрестили маленькую русскую голубую кошечку Пьеретту с сиамским блюпойнтом Лонг Феллоу оф Аннам. Известие об этом событии открыло этап метизации с восточными кошками. Сведения об использованных производителях не всегда запротоколированы, но внешность «новых русских» кошек говорит сама за себя. Прилитие сиамской крови повлияло на облик русской голубой кошки. Она приобрела восточные черты: клиновидную голову с прямым профилем, большие разведенные в стороны уши, длинные конечности и короткую прилегающую шерсть с незначительным подшерстком. С 1960 года кроссы с восточными кошками были запрещены и был принят стандарт, зафиксировавший желательные черты русских голубых кошек. Но в каждой организации имеются небольшие собственные отличия стандарта.


Европейские русские кошки
Европа слово «русское» просто так ничему не присваивает: если «русская шапка» — это ушанка, если «русские сапоги» — то казачки. А вот «русские кошки», популярные в Европе, в Советской России до 1986 года известны не были. Во всяком случае — нам, послереволюционному и послевоенному поколению. Каково же было наше удивление, когда обычные наши «дымки» — серые кошки-мышеловки — оказались почитаемой на Западе породой. Правда, у наших кошек родословных не велось, шерсть была с буроголубых с национальными родословными практически не было, и появились они совсем не из Архангельска, а из более близкой Чехословакии. Но еще до этого на выставках появились десятки серо-голубых кошек неизвестного происхождения, почти полностью соответствующих стандарту английской организации любителей животных GCCF (Governing Council of the Cat Fancy).
И вот, спустя годы, возврат, возрождение породы на родине. Какие баталии, (слава Богу, только словесные) тут начались! Западники потрясали многоколенными родословными. Русофилы занялись раскопками архивов и энциклопедий в Архангельске.


Царские любимцы
И ведь накопали. Наталья Сергеевна Петрова нашла гравюру первого русского кота — первой дымки, принадлежавшего Великому князю Московскому, датированную 1661 годом. Легенды рассказывают, что серые как дым кошки, незаметные и молчаливые, были допущены в царские апартаменты для защиты имущества от крыс и мышей. В исторических записях времен Петра I упоминается его русский голубой кот Васька — всеобщий любимец. Попробовали бы царского кота не любить! Екатерина Великая имела обыкновение преподносить дворцовых голубых кошек послам иностранных держав в дар их государям. Нашли архивные записи (их отыскала Татьяна Андреева) о пропаже из царского дворца в 1751 году «кота сераго с серыми же лапами» и приказ по кавалергардии отыскать кота и обывателям объявить, чтобы не боялись его вернуть сами, и повелели по дворам искать беглеца. Следы царских голубых кошек прослеживаются до правления Николая II. Но только после 1986 года Россия вновь услышала о русских голубых кошках.


Три версии породы
Наше путешествие в Архангельск тьмы усских голубых не обнаружило, но позволило отыскать фанатов породы среди архангелогородцев. Александр Кутузов занимался исконно Архангельскими кошками — это другое европейское название русских голубых. В деревнях по берегам Северной Двины и сейчас сохранились небольшие популяции голубых кошек характерной наружности. От европейских «русских» они отличаются более округлыми головами с легкой переслежиной на переносице, вертикально поставленными широко открытыми ушками, слегка овальными зелеными глазами. И, конечно, шерсть! Попробуй на русском севере прожить без подшерстка! Но остевая шерсть чуть длинновата и темновата.
Русофилы тут же начали кампанию за чистоту аборигенов от всякой примеси европейских «восточных» кошек. Западники же не желали принимать «дворняжек» к своим именитым чужеземным принцам. А люди со здравым смыслом стали подыскивать наиболее «русистых» пришельцев к наиболее соответствующим стандарту аборигенкам. Лучших представителей породы при экспертизе я видела именно от таких кроссов. Сейчас встречаются три версии породы: американская — наиболее ориентальная, европейская — отличный тон окраса, но часто нет «двойной» шерсти, и российская — стремительно приближающаяся к идеалу, но имеющая проблемы с цветом глаз.
Аборигенные русаки мельче широко распространенных голубых европейских короткошерстных кошек — екш и картойзеров или шарто, отличаются от них более короткой почти плюшевой шерстью, но имеют и общие недостатки: буроватую шерсть по корпусу, удлиняющуюся на крупе и животе. Как правило, только на голове, груди и лапках шерсть была желательного жемчужно-серого тона и правильной текстуры — плюшевая, «двойная», у которой остевые волоски по длине равны волоскам подшестка. Самым большим недостатком были крошечные белые пятнышки на груди у многих «аборигенных русских голубых», а это дисквалифицирующий признак, лишающий его носителя оценки на выставке и права на продолжение рода.
Вопреки правилам, владельцы таких «русских» кошек спаривали их с победителями выставок, среди потомства оставлялись и продавались как чистопородные только такие, у которых белых пятен не было или были незначительные в 2-3 волоска, хотя это тоже считается пятном. Таким образом, многие фенотипичные кошки и их потомки от привозных чистопородных производителей «заражены» этим недостатком, способным длительное время оставаться скрытым от глаз разведенца и эксперта. Зато у этих фенотипичных русаков были правильной формы головы с почти идеальными линиями, как в фас, так и профиль, а небольшие прямопоставленные ушки широко открыты вперед, как маленькие чашечки.
В некоторых организациях признают русских белых и русских черных кошек. Ни одна из этих вариэт не может быть получена напрямую от русских голубых. Они — продукт метизации, возможно, такой же далекой, как кросс с сиамцами. Проблемы с текстурой шерсти и другими породообразующими статями не позволяют им пока достичь современного уровня русской голубой кошки.


Особенная шерсть
Так что же это за шерсть такая особенная? Просто остевая шерсть должна быть короткой, а плотный обильный подшерсток должен быть одной длины с остевой, вровень с ней. Такая шерсть не прилегает, а, если нажать на нее, останется вмятина, как на поролоне, а потом постепенно отпечаток вашей руки исчезнет сам собой. Такая же шерсть должна быть еще только у британских кошек. Да еще перламутрово-голубой тон окраса, который делает кошку совершенно незаметной в сумерках. Этот серебристо-жемчужный отсвет на шерсти появляется под действием рецессивного аллеля dm — dilution modification гена D-Dark. Под действием гена-осветлителя или разбавителя плотные округлые глыбки пигмента приобретают более овальную форму, из-за которой располагаются в волосках более рыхло и несколько иначе отражают свет. А модификатор еще и препятствует появлению пигмента в тонких кончиках волосков, создающего это светлое мерцание. Есть еще одна особенность окраса русских голубых кошек — это легкая зернистость, определяемая как тиккированность. Истинный тиккинг присущ окрасам, формирующимся под действием гена абиссинской тиккированности. В паре с геном агути они обеспечивают появление особых абиссинских окрасов, характерных для кошек абиссинской, сомалийской пород, да еще у сингапурских кошек, единственных из азиатской группы пород в окрасах «сепия», характерных для бурмессов. В отсутствии агути не проявляется и ген абиссинской окраски, как и все гены серии тэбби: тигровый, мраморный и пятнистый. Но... Но он еще и поглощает остаточный тэбби красных и кремовых кошек.
У русских голубых этого гена нет и никогда не было. Тиккированность их голубого окраса — всего лишь неудачный термин. Так воспринимает глаз неравномерное распределение глыбок пигмента по длине волоса. Возможно, есть определенная закономерность в меньшем содержании пигмента в зонах, которые занимали бы «желтые перетяжки», появляющиеся под действием гена агути (а) диких камуфляжных окрасов, но отсутствующий у основных окрасов, к которым принадлежит и голубой. Зато именитые и титулованные «репатриированные» русские голубые коты принесли с собой заметные признаки ориентальных кошек, доставшиеся в наследство от сиамских блюпойнтов: короткую шерсть с недостаточно выраженным подшерстком, излишне прямой профиль с длинным носом и узкую длинную морду, большие, иногда развешенные уши.
Так что оба типа — и европейского разведения, и отечественного разлива — имеют как достоинства, так и недостатки и при правильном селекционном подходе способны улучшить и обогатить породу русских голубых кошек, вернувшую себе признание на Родине. На самом деле кошки — настоящие космополиты, не признающие границ и запретов. Изученные от самых первых прародителей, дающие стабильно голубое потомство на протяжении многих поколений, они вдруг приносят блюпойнтов как привет от дедушки Лонг Феллоу оф Аннам — сиамского кота, введенного в разведение русских голубых из-за нехватки производителей. Выщепившиеся животные нестандартных окрасов оставляются без документов о происхождении и без права на разведение. Обладая прекрасным подшерстком, они не могут влиться в популяцию тайских кошек, на которых оказываются похожи, даже если их поставят в определительный класс и неопытный эксперт признает их приближенными к фенотипу тайских кошек. ( В отличие от мира собак в фелинологии существует определение принадлежности к породе по внешним признакам или по фенотипу.)
Иногда в пометах чистокровных русских голубых рождаются полудлинношерстные котята, отличающиеся от русаков только длиной шерсти, а в остальном полностью соответствуют стандарту родителей. Американские любители кошек из ТIСА назвали их НИБЕЛУНГАМИ и зарегистрировали как самостоятельную породу. Среди кошек весьма распространены так называемые параллельные породы, как параллельные миры, отличающиеся друг от друга только длиной шерсти: персы-экзоты, сиамцы-балинезы, ориенталы-яванезы, абиссинцы-сомали и другие. Так что появление аналогичной параллельной породы у русских голубых было только делом времени. Но вот появление и признание некоторыми организациями русских кошек иных, не голубых окрасов — белых и черных — никак не проистекает из генофонда породы. Русские белые могли бы появиться от голубых родителей, если бы ген, определяющий белый цвет шерсти (или полное отсутствие цвета из-за отсутствия пигмента в волосках шерсти), был из аллельной серии гена «С» и являлся его рецессивной альбинотический формой «са», при которой белые русские кошки имели бы не ярко-зеленый цвет глаз, требующийся для русских кошек всех окрасов, а бледно-голубой, почти белый, с просвечивающейся ярко-красной сетчаткой. Это были бы так называемые рубиновоглазые кошки, т.к. истинно красные, как у белых мышей, глаза кошек мне не разу не встречались, да и другие фелинологи не могут похвастаться личным знакомством с красноглазой кошкой. Таких русских белых голубоглазых не признали бы принадлежащими к породе самые лояльные судьи. А зеленоглазые русские белые могут быть только плодом любви русского голубого с короткошерстной белой зеленоглазой кошкой бог ее знает какой породы. Так же обстоит дело с русскими черными. Они никак не могли родиться от пары русских голубых, для этого там должен был быть кто-то еще, какой-то домашний черный кот, который лишил бы генотип русских голубых гомозиготности по гену-осветителю. Так что и русские белые, и русские черные — результат метизации, который, как и давняя метизация с сиамцами, может принести отдаленные непредсказуемые «подарки».


Дивный нрав
Дома русаки очень спокойные ненавязчивые звери, лишенные характерного кошачьего запаха. Владельцы отмечают успокаивающее воздействие от общения с этими кошками. И, несмотря на все эти специфические качества, они отличные охотники, не оставляющие грызунам ни одного шанса.
Отличный характер, чистоплотность и плюшевая шерсть делает их отличными товарищами и эстетически совершенными творениями природы. Уход за ним и элементарен: иногда их можно прогладить щеткой. Но чтобы шерсть не темнела и не бурела, в пище надо избегать продукты с повышенным содержанием йода и витаминов. Прямые солнечные лучи также ведут к побурению и даже порыжению шерсти.

 

Новейшая история
История русских голубых кошек не закончена. Порода совершенствуется и развивается. Интерес к ней существует на постоянном умеренном уровне среди русской интеллигенции, иностранцы начинают ими интересоваться при очередных российских сезонах в международной жизни. Окончательного слова не сказано ни фелинологами, ни заводчиками.
Легенды создаются на наших глазах. Все любители русских голубых кошек знают, что эта голубая «дымка» внезапно растворяется в пространстве, словно переходя в другое измерение, и появляется неожиданно на том же самом месте, когда вы уже отчаялись ее найти. Что уже накануне они знают время отъезда с дачи и исчезают заблаговременно, если с их точки зрения сезон еще не закончился. Моя знакомая русачка увела всех котят на чердак и учила их там охотиться, пока владельцы искали их по всей квартире, чтобы отвезти на выставку. Стандарт — это ориентир, по которому строится разведение, но каждый трактует его по своему. Заводчики и судьи спорят, каждый доказывает свою правоту, а русские кошки живут в наших домах и сердцах, помогая нам отрешиться от забот и печалей, скрашивая серые будни своей красотой и нежностью, у которой очень острые коготки.

 

автор Ольга Сергеевна Миронова

Нет комментариев

Добавить комментарий